Выбор ножа: в ментальном плане это чистой воды шаманство, в практическом – дистиллированного свойства лотерея. Но все же можно дать несколько практических советов.
Сначала я хотел написать эту заметку по-умному, но потом решил по-мудрому. То есть, сначала я хотел сделать изложение по мотивам нескольких кило книг по материаловедению, рассказать, чем булат отличается от дамаска, какие бывают современные стали, далеко ли ушла порошковая металлургия, творят ли чудеса керамические клинки и т.д., а потом подумал, что если вы эти книги читали, то вам нечего объяснять, а если не читали, то они вам все равно не помогут. Как не шибко помогли и мне. В итоге решил написать концептуально, я бы даже сказал маргинально, но зато основываясь на самом полезном и убедительном опыте – опыте собственных ошибок.
Услышьте слабый голос разума
Прежде чем войти в оружейный магазин, где вы надумали купить нож своей мечты, остановитесь. Выкурите сигарету, вторую, третью. Если не курите – вдумчиво съешьте мороженое. Попытайтесь честно себе признаться, зачем вы совершаете этот поступок.
Как правило, он иррационален. Как правило, нож вам не нужен. Но – очень хочется. И с этим бороться бесполезно, по себе знаю: через мои руки прошли сотни ножей, из-за них я так и не стал миллионером. Тогда переведите вопрос в относительно разумную плоскость, представьте себе, что вы им будете резать. Вы будете иногда резать им колбасу и хлеб. Если охотник, то раз в год, возможно, попытаетесь снять шкуру с добычи. И это будет, скорее всего, не буйвол и даже не камчатский лось. Но зато носить этот нож вы будете постоянно. Вот подумайте на эту тему, и вам станет примерно понятен хотя бы размер и устройство ножа.
Если с размером определиться уже легче, то с устройством – кому как. Лично я являюсь идеологическим, непримиримым противником многофункциональных и складных ножей. Ну, вера у меня такая: нож должен состоять из рукояти, гарды и клинка, на которые оные посажены, все! Я двадцать лет прожил с ножами именно такой «нордической расы», но потом мне мама подарила на день рождения банальный швейцарский «Викторинокс», и он, гадина, прижился в моем кармане. Более того, он справляется почти с тем же успехом с задачами, которые обычно ставятся перед его «старшими» собратьями. Мне стыдно признаваться друзьям, что эта швейцарская раскладушка почти заменила мне благородные клинки известных кузнецов. Когда я открываю бутылку пива специальным прибором «Викторинокса», а не залихватским маневром кованого «убийцы кошельков», мне говорят: «Стареешь, брат, стареешь…»
Не покупайте «ножи Геринга»
В охотничьей блогосфере давно устоялось выражение «ружье Геринга». Это когда кто-то продает ружье, якобы принадлежавшее какой-то большой шишке. Ствол «с историей» по понятным причинам не может стоить дешево, и ценник взлетает до высот, ограниченных только фантазией продавца.
В мире ножей существует точно такая же схема. Вы, наверное, слышали про ножи, которые изготовили зеки из клапанов «Камаза», и они рубят, как спички, гвозди и никогда не тупятся. Или про клинок якутского шамана, который он получил в наследство от своего прадеда, а тот изготовил его из метеорита, и вот уже две сотни лет нож верой и правдой режет все на земле сущее, включая броневые плиты и жилетки из кевлара. Ну, вариантов масса.
Так вот, подобные ножи действительно существуют. И я их держал в руках. Хотел даже купить «для коллекции». Продавец просил пятьдесят тысяч, а я давал пять рублей. В общем, не сошлись в цене. Но я не жалею. Еще ни одному, даже самому могущественному шаману, не удалось заменить металлургический завод.
Не слушайте Роквелла
Шкала твердости по Роквеллу известна всем. И почему-то зачастую единицы этой твердости являются определяющими в выборе ножа. Я ничего против венского профессора и его метода не имею, но опять-таки хочу воззвать к еле слышимому голосу разума.
Тут есть две, я бы сказал, идеологии. Многие профессиональные охотники пользуют «мягкие» ножи. Они быстрее тупятся, но моментально затачиваются до состояния лезвия чуть ли не любой подобранной на берегу реки галькой. Это очень удобно и очень практично. К тому же, такие клинки обычно не дают сколов на режущей кромке – просто мнутся, а это исправить – опять-таки дело минутное. Но статусные граждане в поисках «самого-самого» стремятся купить ножи совсем другие. И в этом тоже есть своя логика. Твердые стали дольше держат заточку.
Мне нравится запах «сырого» железа, мне нравятся рисунки на кованых ножах
Я не знаю, кто в этом вопросе прав. В моей линейке ножей есть старый, почти столетний самодельный образец из непонятно какого железа. Никакой эстетики, эргономики и уж точно каких-то сколь-нибудь выдающихся качеств клинка. Но, почему-то, именно с ним всю жизнь проохотился мой дед. (А выбор у командира партизанского отряда, потом командира истребительного батальона, поверьте, был!) С другой стороны шкалы Роквелла в моем доме лежит не очень дорогой, но сделанный из так называемой «алмазной стали» нож. Сверхпрочная легированная сталь ХВ4Ф, используемая для изготовки режущих инструментов по металлу. И знаете, я доволен обоими образцами! Первый беру в длительные экспедиции, а «на природу» в выходные съездить – «алмазная сталь» незаменима: даже если какой подвыпивший соратник начнет ножом консервные банки вскрывать – все выдержит, и хлеб потом ровно порежет.
Твердость ножа, таким образом, понятие философское. Но даже клинки одной марки стали могут существовать разными «жизнями». Так, два ножа, изготовленные из одной стали – 440С (это довольно популярная ножевая сталь, неплохая, в общем) – испанской фирмы «Nieto» и китайского производителя (тут я не буду ничего уточнять, так как эти ножи заказали очень уважаемые мной люди, профессионалы, пытающиеся создать «идеальный нож»), оказались настолько разными по своим эксплуатационным свойствам, что я их храню в разных тумбочках. Последний, например, обладает просто уникальным свойством не затачиваться. Я впервые в жизни столкнулся с ножом, который наточить просто невозможно! Это загадка природы. Этому нет объяснения. Этот нож сглазили якутские шаманы.
Галерея
Кузнец мне друг, но истина дешевле
Еще один концептуальный вопрос: что круче – кованые ножи или «простые»? Сразу признаюсь: я поклонник кованых. Они, конечно, «геморройнее»: ржавеют, требуют ухода. Кроме того, моя жена подкинула еще один неожиданный «минус»: дескать, они пахнут кровью, а каждой женщине этот запах напоминает о неприятных менструальных циклах. Смех смехом, но для нее это серьезно. Поэтому я счел важным упомянуть об этом гендерном обстоятельстве.
Ни цена, ни имя производителя, ни что иное не являются гарантией качества ножа
Однако, мне нравится запах «сырого» железа, мне нравятся рисунки на кованых ножах. Они красивы и неповторимы, как отпечатки пальцев. Я купил таких ножей штук тридцать. И каждый обладал ярко выраженной индивидуальностью. Правда, у меня никогда не было ножей от прославленного кузнеца Пампухи, ибо там красота уже входит в противоречие с понимаемой мной функциональностью. Но дорогие клинки есть. Так, на международной выставке «Клинок» я купил заготовку для ножа от подмосковного кузнеца Долматова за пять тысяч (это было лет 5 назад). При резке замороженного мяса нож толщиной в 5 мм просто согнулся. Уверен, если бы я поехал к кузнецу и предъявил ему эту загогулину, он бы без вопросов поменял клинок. Но я решил оставить в коллекции. К Долматову претензий нет, потому что понимаю: внутреннюю жизнь клинка предугадать сложно. Слишком много разных обстоятельств при ковке.
Или вот торкнуло меня купить классический кинжал. Ну он нафиг был мне не нужен, но захотелось, вы понимаете… В дорогом московском оружейном магазине купил образец из Златоуста. Пафоса придавал номер на клинке – пришлось вписывать в охотбилет. Холодное оружие, что ж… Позже, успешно порезав колбасу, я этот кинжал без особого усилия воткнул в пол сторожки, где ночевал. Под собственным весом номерное холодное оружие стало кочергой. Но и в данном качестве в заимке прослужило недолго – кончило свой век в ближайшем овраге. Обидно, ведь все-таки Злотоуст… Это как Золинген для немцев. У меня есть златоустовская шашка 1942 года выпуска – я ей иногда рублю сучки. Вот это сталь. Умели же когда-то…
Я могу привести много примеров подобного рода. Но могу и обратного. Самым моим любимым экспедиционным ножом стал именно кованый нож. Весьма скромных размеров, очень небольшой стоимости. От старости уже клинок гуляет в ручке, но я его фиксирую какой-нибудь щепочкой и всегда беру с собой.
Мораль тут какая? Ни цена, ни имя производителя, ни что иное не являются гарантией качества ножа. Особенно – кованого. Это всегда лотерея, в том числе и для самого кузнеца. В этом смысле гораздо более предсказуемы легированные стали, изготовленные заводским способом. Только не ведитесь на разные «литературные» заманухи. Ну, вроде, «это же медицинская сталь!» Звучит красиво, но «медицинская сталь» — это по нашему ГОСТу — 12Х18Н10. У вас кухонные ножи из этой стали. И в этом нет ничего дурного: такую сталь используют для изготовления медицинских инструментов, это связано именно со свойством материала, в первую очередь это обусловлено его плотностью. Дело в том, что эта нержавеющая сталь оптимальна по своей плотности и твердости для использования в медучреждениях, на ней меньше образуется царапин, где скапливалась бы грязь. Эта сталь устойчива к воздействию кислот и щелочей, в том числе при высоких температурах. Именно поэтому в медицине ее и используют. Но другими особенными свойствами, увы, такая сталь не обладает. Даже если продавцы ее называют «хромоникелевой» или «космической».
Как правило, нож вам не нужен. Но – очень хочется.
В последнее время я стал замечать, что производители дешевых ножей стали честно писать на клинке марку стали. Это умный маркетинговый ход. Во-первых, они демонстрируют таким образом, что никого не хотят обмануть. Во-вторых, надпись «Сталь 18/10» на неискушенного покупателя производит впечатление «чего-то особенного», он же не знает, что у него дома полный рукомойник таких ножей. Еще раз подчеркну: сама по себе «медицинская» сталь ничем не плоха, а даже наоборот. Я всего лишь призываю иметь это в виду, когда смотришь на ценники.
А в целом, по совокупности эксплуатационных свойств и соотношению «цена-качество», заводские нержавеющие стали давно оставили кованые изделия позади. Никакому трезвому охотнику не придет на ум пойти в поле с двустволкой из дамасской стали. Он ее оставит висеть на стене, ибо в патронах давно используется нитропорох, и дамаск при всей своей красоте таких давлений выдержать, к сожалению, не может.
Но при всем при этом дамасский нож навсегда прописан в моем рюкзаке…
Размышления у парадного прилавка
Хоть в области ножевых дел ничего нового придумать невозможно, на прилавках с завидным разнообразием появляются все новые и новые модели. И спросом они, как ни странно, пользуются. Чтобы не отставать от времени, я отправился в подмосковный химкинский магазин «Гранд-охота», где представлена по относительно доступной цене вся линейка – от дешевых и практичных ножей до «настенных» супердорогих.
Взгляд, конечно, останавливается на авторских ножах. Тут модель Рукавишникова за 78 тысяч. Точнее, сам Александр уже своего молота к ножу не прикладывал, но остались его ученики. Красиво примерно настолько же, насколько и бестолково. По той же пресловутой шкале Роквелла твердость клинка 53 единицы. Не много и не мало, но вы будете открывать консервы ножом за 78 тысяч? Вот и я про это.
Есть художественно-сувенирные изделия от 40 до 90 тысяч. Самый дорогой – кинжал «Конон» за 97 тысяч рублей. Образец пошлости и безвкусицы, но весь в драгметаллах, в общем, не знаю, может, его купят на день рождения господину Миллеру.
Но основную часть прилавков занимают вполне себе пригодные для хозяйственной деятельности предметы. Из специальных ножей приглянулся нож Р-6. Чисто разделочный такой вариант. Охотник обратит на него внимание. Продавцы хвалили также новгородских ремесленников и их ножи из стали Х12. Это аналог американской D3, производят такие металлы и в других странах мира под своими индексами.
В общем, подробный обзор делать бессмысленно. Это как рецензия на невест – слишком много вкусовщины. Я решил поинтересоваться у консультирующего меня специалиста «Гранд-охоты» Дмитрия Галкина: «А какой у вас нож?»
«Да у меня дешевый, за две тысячи всего, — несколько смутился Дмитрий. – Такие у нас егеря берут…»
Это был действительно незатейливый кизлярский нож из нержавеющей стали, покрытый тефлоном, с пластиковой рукоятью. «Я им все делаю», — словно оправдываясь, сказал Дмитрий.
Этническое безобразие
Примерно с нулевых годов по сию пору в России очень популярны стали клинки разных недостаточно ведомых нам народов. Сначала это проявилось в неожиданной любви к японским мечам. Помню, как в провинции Сиань в Китае наши соотечественники бодро скупали поделки из Индии (кстати, более качественные, чем китайские или даже японские аналоги). Китайцы повизгивали от восторга, продавая русским бизнесменам металлолом по цене «Мерседесов». Как-то, напившись в компании китайских «антикваров» их омерзительной рисовой водки, я попытался выяснить, есть ли на рынке настоящие клинки. Настоящих, как выяснилось, они даже в глаза не видели, поэтому по сути вопроса мне ничего объяснить не смогли.
Сейчас же японские мечи индийского или китайского происхождения есть у любого уважаемого русского. Но вот попер новый кич – кукри! Это такая национальная форма ножа, используемого непальскими гуркхами. В Непале всегда было плохо с металлургией, но завезенное европейцами железо они превращали в своеобразные ножи. И, в общем, с успехом ими пользовались. Мы же диковинные непальские режущие инструменты возвели в культ. В той же «Гранд-охоте» кукри можно купить за восемь с лишним тысяч. Консультант Дмитрий Галкин смотрит на это снисходительно: мол, хотите экзотики – покупайте, а мне и кизлярский ножик сойдет.
В кукри есть одна особенность. У гарды, где на клинок воздействуют самые большие нагрузки, должен быть вырез в форме коровьего копытца. Когда-то американцы тоже увлеклись кукри, а смысла этого копытца не поняли. Стали делать без них, а кукри возьми да и начни, почему-то, ломаться. Полукруглые вырезы работали на распределение нагрузки, как мы засверливаем трещину в стекле автомобиля. Непальцы дотумкали до этого, в общем, элементарного технологического решения, а вот американцы – нет. Ну и мы – тоже. Когда я указал консультанту Дмитрию на две зазубрины вместо копытца, тот лишь пожал плечами: дескать, непальцев в магазине нет, да и вообще, не покупают такие вещи для реальной работы. И опять показал свой кизлярский нож за две тысячи…