Подгоняемый попутным ветром парусник “Киликия” величественно вошел в Геную. Пришвартовавшись в старинной бухте в центре старого города и быстро закончив необходимые дела, мы поспешили в Армянскую церковь, о которой нам рассказал наш друг аббат Элия — настоятель Армянского монастыря Св. Лазаря в Венеции.
Маленькую церквушку нашли с трудом. Несколько раз проходили мимо и не заметили — затертую между домами. Связались по телефону, и нас вышел встречать сам падре Адольфо, настоятель церкви, с которым мы предварительно договорились о встрече. Сдержанный, но, в то же время, очень любезный и полный уважения к собеседникам, он, после двух-трех дежурных вопросов, сразу же приступил к рассказу. И вот что он нам поведал.
Армянская церковь Св. Варфоломея в Генуе была основана в 1308 году армянскими монахами, пришедшими сюда из Черногорья Южной Армении. Церковь знаменита тем, что здесь почти шесть веков хранится бесценная христианская реликвия — Святой Лик Иисуса Христа.
Традиционно считается, что это самое древнее изображение Иисуса. По легенде, когда Абгар, армянский царь Эдессы (Армянское Междуречье) заболел, то для исцеления ему посоветовали повидать Иисуса Христа. Абгар не в состоянии был путешествовать и отправил к Иисусу своего придворного художника Ананию, наказав ему нарисовать и привезти портрет Христа, что тот и сделал.
О царе Абгаре и его посольстве к Иисусу Христу рассказывает древнейшая легенда, которая восходит к первым векам христианской эры. Ее приводит в пример и первый историк Церкви Евсевий Кесарийский (первая половина IV в. н.э.), о нем говорят армянский историк Мовсес Хоренаци (конец V в. н.э.) и другие. Абгар был первым армянским царем, принявшим христианство. В 34 году н.э. он также построил и первую христианскую церковь в Эдессе. Святой Лик упоминается также в актах II Никейского Собора.
Падре Адольфо рассказал нам, что Святой Лик Христа из Эдессы был признан и почитаем как подлинный портрет Иисуса Христа, как матрица для всей христианской иконографии.
Интересна судьба этого портрета. В 944 году, во времена правления византийского императора Константина VII Багрянородного, Святой Образ был перевезен из Эдессы в Константинополь. В честь этого события был установлен литургический праздник, который отмечается во всей Византийской Литургии. В 1362 году Святой Лик был вывезен из Константинополя в Геную генуэзским капитаном (будущим дожем) Леонардо Монтальдо. Получил ли он его в дар или запросил как благодарность за военную помощь, оказанную им Византийскому Императору Иоанну V Палеологу, остается тайной.
В 1384 году Леонардо Монтальдо, уже будучи Дожем Генуи, подарил Святой Образ Армянской Церкви Св. Варфоломея.
С тех пор Святая Икона хранится в этой церкви, являясь объектом культа у генуэзцев, и не только у них. В 1507 году, когда Генуя была захвачена королем Франции Людовиком XII, Святой Лик был похищен и увезен во Францию. Но, спустя несколько месяцев, генуэзцы выкупили Образ, и ценнейшая реликвия вернулась в Геную.
После этого случая для иконы был изготовлен специальный сейф, который запирался на семь замков. Семь ключей были вручены семи самым уважаемым гражданам Генуи, которые раз в год открывали сейф, и Святой Лик выставлялся на всеобщее обозрение. Эта традиция просуществовала до 2002 года, когда было принято решение отдать ключи монахам. С тех пор Святой Лик чаще видит свет, и не только по праздникам, но и в честь особых гостей, в качестве которых в тот день выступали мы.
Портрет выполнен яичной темперой, что соответствует «портретам» времен римской империи. Как показали исследования, изображение кое-где подправлялось. Под темперой — лен, он хорошо виден по краям: не исключена возможность, продолжал Падре, что это именно тот лен, о котором говорит предание: т.е. лен, на котором самим Христом был запечатлен его нерукотворный образ — по легенде он приложил полотно к лицу и материал сохранил его изображение.
По другой версии, Анании действительно удалось нарисовать портрет Иисуса: именно его мы и созерцаем.
Лен наклеен на кедровую доску, вставленную, в свою очередь, в деревянную раму и оклад из филигранного золота и серебра, сделанные в Константинополе. Доска-оригинал носит следы предыдущего украшения — вокруг лика Христа когда-то была цепочка из драгоценных камней, от которых сейчас остались только отверстия, куда они были вставлены.
Другой важный элемент, который был обнаружен при экспертизе, это наличие остатков древних тканей, соответствующих той эпохе, персидского и арабского происхождения, сохранившихся на оборотной стороне деревянной рамы. Вероятнее всего, в них была завернута реликвия. На эти остатки материи позднее, уже в XV веке, была наклеена другая драгоценная ткань из серебряных нитей — лигурийская — с изображением граната.
В Генуе, помимо этой ткани, Святому Лику был подарен очень ценный серебряный футляр (начало XVII века), в котором эта реликвия ныне и хранится. В начале XVIII века серебряный футляр был украшен драгоценными камнями, вставленными в подставку из золота и серебра, которая сейчас служит ему окладом.
Мы успели вовремя. Через день Икона должна была быть отправлена в Кельн на выставку, приуроченную к визиту туда Папы Бенедикта XVI.
Через два дня корабль уносил нас дальше, на юго-запад, рассекая форштевнем изумительно чистые синие воды Лигурийского моря. Отраженные от воды солнечные лучи невольно воскрешали в памяти Святой Лик, который, казалось, теперь сопровождал нас в пути.