Нехитрые советы для туристов-водников начинающих и начавших
Даже если вы вычерпали веслами всю Катунь на Алтае, Мзымту на Кавказе и рискнули выбраться на буржуйский Гранд Каньон, то без путешествия по Карелии вы все равно будете считать себя как бы неполноценным водником. Именно в Карелии происходит инициация настоящего сплавщика. Не потому, что речки там сложнее, а природа краше, чем в других местах, просто так завелось со времен Советского Союза: настоящий турист обязан побывать в Карелии – и точка! Отцы туда ходили и нам завещали. Не противьтесь предначертанной судьбе и покупайте билеты. А Карелия вас не разочарует.
Когда ехать?
Считается, что лучшее время для сплава по карельским речкам – вторая половина июля. Именно тогда недели на две устанавливается волшебная погода без дождей, комаров и прочих жизненных неприятностей. Правда, об этом знаю не только я, поэтому будьте готовы к забитым всяким «турьем» поездам и эскадрам братьев по разуму на маршруте. Для тех, кто не ищет легких путей – существуют и другие месяцы года. Нам же что главное? Чтобы вода была в жидком состоянии! Остальное – вопрос снаряжения. Техники, то бишь. Так что вопрос о времени начала экспедиции – скорее философский. Я специально этот акцент сделал, о начале экспедиции. Потому что конца у нее не будет. Не знаю, чем привлекательны эти скалы, болота и холодные воды, но попав туда однажды, вы будете возвращаться в этот на первый взгляд неприветливый край каждый год на лодке и каждую ночь – во снах.
Путеводная нить
В интернете вы без труда отыщете всю необходимую информацию о любой карельской речке. Отчеты путешественников обновляются ежесезонно. В них – важнейшая информация о маршрутах. Советую долгими зимними вечерами их изучать самым внимательнейшим образом. Выбрав свой путь, распечатать лоции и запаять их в пластиковые «файлы». Тем самым вы убережете себя от глупых и опрометчивых решений, которые иногда могут стоить и жизни.
Выбор лодки
При дивном разнообразии сплавных средств, главное не потеряться и точно понять – что и для чего тебе нужно. Грубо говоря, все лодки байдарочного типа (именно они больше всего подходят для карельских рек) делятся на каркасные, надувные и надувные многокорпусные (катамараны и – реже – тримараны).
Каркасные байдарки дадут фору другим конструкциям на спокойной воде, при пересечении озер, выходе в Белое море. Но все их преимущества обращаются в пыль на шиверах, перекатах, «шкуродернях», как я называю такие места. А из «шкородерен» состоит основная часть карельских маршрутов. Страшно смотреть, как изящные «Ладоги» или «Свири» бьются о камни. Не так красиво и быстро, но со спокойной душой я прохожу пороги на «надувастике». Те, кто еще вчера почти на световой день обогнал меня на озерах, стоят и клеятся. Я же на своем «матрасе» плыву дальше. К финишу приходят все примерно одинаково по времени, независимо от типов судов.
Катамараны – это выбор себаритов. Каты одинаково плохи в гребном варианте как на озерах, так и на порогах (там, где лавировкой пройдешь на монокорпусе, кат обязательно подцепит какой-нибудь «обливник» или просто мель). Но на большие катамараны можно нагрузить пол тонны груза, посадить шесть человек и еще останется место для самовара. Хороший вариант для семейного неспешного туризма.
Лично для себя я этот вопрос решил кардинально. Никаких компромиссов: если река – однозначно надувная байдарка. Из лучших считаю «Щуку» (двухместную – трехместная «ломается», не имеет необходимой жесткости конструкции, одноместная – мала). В сети вы найдете тысячу и одно сообщение о том, как плоха «Щука». И все они будут справедливы. Но я уже их не слушаю. Я знаю: на своей «Щуке» я продерусь через любые перипетии водного «бездорожья». Три сезона – ни одной заплатки. Цена байдарки – копейки. Вес – 14 кг для двухместки. Попробуйте найти что-то подобное…
Сказочная неуправляемость «матрацев» типа «Щуки» лечится разными народными средствами: оглоблями вдоль корпуса для жесткости, рули и проч. Я перепробовал все. Помогает, но не так, чтобы «надувастик» превратился в яхту класса «река-море». Поэтому просто успокоился и решил получать удовольствие от того, что могу унести в рюкзаке.
Надо отметить, что в когорте «надувастиков» есть и другие удачные модели. Чтобы придать подобному судну хоть какую-то курсовую устойчивость, производители начали вшивать жесткие форштевни и архштевни. Это серьезный довод в пользу таких моделей. Но прежде, чем покупать, попробуйте примерить рюкзак с этим хозяйством.
Ну а если озеро или море – тут, конечно, катамаран. У меня шестерка от «Рафтмастера», которую я переделал в настоящий корабль. На корме 2,5-сильный «Судзуки», на раме – парусное вооружение. Был грот 7,5 кв м, а весной ребята из молодой компании «Бен Ганн» обещали сделать чуть большей площади (8-10 квадратов) «парус Кулика». Рули, шверты и прочее – в комплекте. Вес – около 20 кг. Стоит не дорого. Но, думаю, парус в Карелии того стоит.
Снаряжение
Тут у каждого свои традиции. Однозначно можно сказать следующее. Не миновать вам похода в магазин, где торгуют снарягой для подводного плавания. Тапочки из неопрена – это раз. Неопреновый костюм – два. Перчатки – лишними не будут. По восемь часов гребли в день… Ну, сами понимаете. Цельная неопреновая «кожа» эффективнее в смысле теплосбережения. Но когда вам, пардон, приспичит в туалет — сдирать ее с себя будете, ругаясь матом. Поэтому я за «раздельное питание»: майка отдельно, штанишки отдельно, тапочки и перчатки – тож.
Обязательно продумайте вопрос с гермомешками. Их продается великое множество. По идее, все должно на сплаве в них и находиться. Поэтому гермы покупаются после лодки. Лишь зная реальные размеры лодки, можно покупать гермомешки, которые потом укладываются в носовую часть, под сидения и в корму.
Самые надежные, на мой взгляд, — резиновые, с хорошей проклейкой. Матерчатые воду не держат. Рано или поздно в них все отсыревает. Правда, они очень легкие, их можно использовать как дополнительные средства герметизации.
Надо иметь в виду, что «гермы» вам могут понадобиться как хранилища пресной воды (если маршрут выходит в море). Так что одну «герму» литров на 60 готовьтесь освободить. Не считая емкостей, которые вы и так наполните пресной водой – фляги, термосы, канистры.
Отдельный разговор – «гермы» для документов и фотоаппаратов. Целлулоидовидные красивы, но дубеют на низких температурах. Впрочем, они всегда несколько «дубоваты».
Топор. Это важно. Легкий фирмы «Фискарс» и ему подобные — удачное решение. Обязательно в жестком пластиковом чехле!
Нож. Ну, куда в поход без ножа? «Свинорезы» оставляем дома. Берем самую дешевую финку (например, фирмы «Мора») и китайский, как самый дешевый, перочинный нож в карман (вешаем на шнурочке – им, возможно, придется работать, стоя по пояс в воде). Почему я против дорогих и «хороших» ножей? Даже нож из распространенной стали 440С мне было хлопотно точить на маршруте. Берите тот нож, который вы гарантированно заточите подобранной на берегу галькой. А это – мягкие стали.
Палатка
В общем, подойдет любая. Если вы не собираетесь в ней встречать конец света, конечно. Моя очень дорогая трехместная «Салеван» сильно проигрывала более дешевым, которые были у моих коллег. А все из-за простоты установки. Моя должна ставиться на колышках (и это на камнях-то), а у товарищей были самоустанавливающиеся такие, на дугах, к которым уже прицеплен купол палатки.
Надо еще иметь в виду то обстоятельство, что вы отправляетесь в путешествие на две, а то и три недели. Значит, каждое утро и каждый вечер вы будете разбивать стоянку, ставить палатку, готовить еду и т.д., а потом это все мобильно сворачивать и укладывать в лодку. И так – каждый день! Неудачный выбор конструкции палатки вас может в итоге достать до печенки.
В остальном – известный принцип: на одного человека – двухместную палатку, на двух – трехместную и так далее по той же логике.
В комплект к палатке советую взять тент (3х4 м подойдет). Сейчас их делают из легких и прочных материалов, много места тент в укладке не займет, весит немного. Во-первых, на побережье моря с помощью тента вы с каждого дождя будете «снимать» 4-6 литров пресной воды. Во-вторых, тент даст сухое пространство перед палатками для всевозможной хозяйственной деятельности. В-третьих, это просто красиво – сидеть в сухости на какой-нибудь шхере, потягивать коктейль из спирта с морошкой и наблюдать, как вокруг бесится природа.
Посуда и средства гигиены
Не знаю, анекдот это или быль. Семья собирается в сплав по Карелии. Жена: «Милый, а какое мне мыло взять?» Муж: «Зачем???» Жена: «Ну а как я буду мыться, когда испачкаюсь?» Муж: «Дура! В Карелии нет грязи!!!»
В общем, мужик знал, о чем говорил. Однако, помимо стандартной аптечки, с собой стоит взять хотя бы жидкость для полоскания рта. И, как ни парадоксально это прозвучит, туалетную бумагу. Она вам понадобится не только по прямому назначению – ей удобно протирать столовые приборы, руки, котелки, посуду. Пригодится и для розжига костра.
Теперь посоветую самую спорную вещь на сплаве. Сковородку. Причем, не ту, которыми пользуются ваши жены. Настоящая сковородка бывает только из чугуна. Это надо запомнить раз и навсегда. Хороших сковородок из других материалов не существует. Чугун прекрасно чувствует себя на открытом огне, быстро не нагревается, на нем ничто не горит. Карелия – это рыба. Рыба – это либо уха, либо жарежка. Боюсь, придется вытерпеть лишний вес в пользу чугунной сковородки. Для себя нашел компромиссный вариант: крышка от чугунка. Маленькая, да удаленькая!
Чугунная сковородка – еще и прибор для хлебопечения. Уже на второй неделе сплава вы почувствуете «хлебный голод». В вашем организме будет сколько угодно белка и минералов, но вы обязательно начнете тосковать по хлебу. Простая мука (без ничего. Кстати запомните это «без ничего» — с этим вам придется повстречаться), намешанная на соленой воде Белого моря и испеченная на чугунной сковороде станет главным блюдом вашего туристического стола. «Сырые» лепешки и беломорские мидии (пожаренные на той же сковородке) – вам это будет еще долго сниться в счастливых снах!
Сколь веревочке не виться…
Очень простой и очень важный совет: все привязывайте! Документы и деньги в «герме» должны висеть на вас, как нательный крест. Остальное должно привязываться или четко фиксироваться в байдарке. Обидно, когда после оверкиля вы будете ночевать без палатки или спального мешка. К тому же, это может оказаться еще и очень холодно.
Пока горит финляндская свеча
Стоянки на карельских речках обычно обозначены в лоциях. Как правило, там вы найдете уже расчищенные места для палаток и даже запасы дров. Как вы догадываетесь, там же швартуются «крейсера» — катамараны. У их капитанов на борту много всего полезного, в том числе и бензопилы.
Оставленные туристами чурбаки не обязательно колоть в щепу. Можно изготовить трандырь или, как его официально называют, финскую свечу. Из чурбака выколачивается сердцевина. Предмет устанавливается так, чтобы был снизу приток воздуха и возникала тяга. Внутри разжигается костерчик из подручного материала. Дальше трандырь горит сам, выжигая свои внутренности. Сверху удобно готовить на той же чугунной сковороде. Время горения такой печки – несколько часов!!!
Не хамите!
Уже не одно поколение туристов-водников ходят по карельским речкам. Там организованы свои стоянки, бани, импровизированные склады. Пользуйтесь всем, что встретите на маршруте. (Для того все и строилось!) Но не забывайте за собой прибраться, пополнить встреченный вами запас дров или положить на видное место канистру с мукой. Кому-то это пригодится. Река требует к себе уважения. Уважения достойны и те, кто идут по реке.