В этот раз SmartExplorer записал для вас историю писательницы, которая собирает своих муз в Африке, а потом везет в Россию и расселяет по своим книжкам. Почему именно Мозамбик, как там сохранить здоровье, заработать денег и не впасть в сомнамбулическое состояние, нам рассказала Юна Летц.
Кто:
Юна Летц, писатель («Свитербук», «Там, где растет синий», «Шуршание философа, бегающего по своей оси»).
Где:
Мозамбик. В России преимущество – это «сачки», прямые доступы к информационному полю: доступ «зима» и доступ «пасмурность». В Африке с этим сложнее.
Сначала и почему
Справка
Республика Мозамбик — государство в Восточной Африке, независимое с 1975 года, бывшая португальская колония. Мозамбик омывается Индийским океаном на востоке, граничит с Танзанией на севере, Малави и Замбией — на северо-западе, Зимбабве — на западе и Свазилендом и ЮАР — на юге. Территория Мозамбика простирается вдоль побережья Индийского океана примерно на 3000 км. Официальный язык в Мозамбике – португальский.
До переезда в Африку существовала в виде писателя, как и сейчас, но только книг еще не было, а была частная практика: писала все, что требовало букв, а многое требовало. Время было такое – все умели жадно жить. И в какой-то момент почувствовала, что нужна пауза, яма – куда-то рухнуть. Убрать этот шумовой фон и суррогат цивилизации – чем-то заменить. Это было такое мощное внутри намерение, что скоро на него слетелись разные ситуации и шансы, и встретились люди, и они показывали фотографии: там была пустыня и лошадь. Намибия. Такая желтая сыпучая реальность – как на развес. Еще другая Африка: Свазиленд из тростника, каменная долина ЮАР… И я напросилась в гости, и в итоге осела в Мозамбике, где началась вторая жизнь моего нерва.
Подробности
Это был абсолютный восторг сначала: перевернутые деревья (баобабы), вездесущие жирафы, грозы с молнией в полземли, орущие леса миомбо. И небо… Небо невероятное там — выпуклое и грандиозное, почти осязаемое вещество свободы.
Для белых главная проблема – это отсутствие мыслей и не впасть в сомнабулическое состояние.
Люди естественные, настежь распахнутые (это человеческий заповедник). С экономической точки зрения с каждым годом страна становится всё интересней: не так давно в северных провинциях Мозамбика было обнаружено одно из крупнейших в Африке месторождений природного газа. Эта находка в перспективе может перекроить всю геополитическую карту мира.
Здоровье тоже лучше поберечь: везде. Хорошего врача в городе при наличии денег найти не проблема. Местные же обращаются, в основном, к традиционной медицине: старина знахарь со своими толчеными каури остается чрезвычайно востребованным.
Отдельная проблема Мозамбика и его отелей — вода, которая в большинстве городов страны (включая Мапуту) подается по часам, и не всегда даже в отеле под рукой резервуары на случай непредвиденных отключений.
Для белых главная проблема – это отсутствие мыслей и не впасть в сомнабулическое состояние. Солнце – это проблема (высокая солнечная активность). Комфорт убаюкивает человека, и он сидит уютно на попе, а вокруг него, как колыбельные, летают его годы и возможности.
Вообще, Африка – это такое ментальное казино – многие приезжают сюда играть в смысл жизни. И кто-то выигрывает, а другие так и застывают с глазами, полными слона. И это анабиоз, из которого вытягивает только регулярное чтение и самодисциплина – внешний скелет жизни.
Как зарабатывает
Белый человек может приехать как сотрудник международной организации. Жить где-нибудь в отдаленной хижине на границе и ставить над собой эксперименты по предельному количеству малярий на одного человека. Он также может ходить в плавание и ловить диких креветок (в Мозамбике, например, продолжают работать два русских траулера). Но, чаще всего, приезжий человек – дипломат. И это не самая худшая социальная оболочка для просмотра тропических стран.
Ну, а я, лично, пишу для русских журналов отчеты о жизни в Африке.
История
Невозможно забыть путешествие к озеру Ньяса. Там маленькие островки, прямо внутри воды, и там дома из живых деревьев, и буш-бэби на рассвете, и светящиеся камни. Вот в этом самом месте можно было наблюдать явление под условным названием «память поля». Ты смотришь перед собой и видишь какие-то войны, племена, танцующих карликов, а потом случайно находишь в одном из волонтерских домов книгу, скорее, набор листов, распечатанных на принтере, и там описание всего, что тебе привиделось на берегу. Похоже на сумасшествие…
Виза
Вот на этом месте можно наблюдать «память поля»
Российские граждане для въезда в Мозамбик должны оформлять визу, граждане, планирующие пребывание в стране менее 3-х месяцев, регистрации не подлежат. Оформить визу можно в визовом центре посольства Республики Мозамбик в России, ранее эту функцию выполняло консульство, в настоящее время существенной разницы между деятельностью этих ведомств нет.
Срок оформления визы составляет минимум 6 рабочих дней (на практике, зависит от загруженности консула). Срочное оформление — не более 5 рабочих дней.
Выдаются однократные и многократные визы. Срок действия однократной визы — от 30 дней до 2 месяцев, срок пребывания в стране — 30 дней.
Консульский сбор за однократную визу составляет 50 долларов, если виза оформляется в срочном порядке – 75 долларов. Сбор за многократную визу – 100 доларов, оформление в срочном порядке – 150 долларов. Сбор оплачивается в рублях наличными по курсу посольства в день подачи документов на визу.
Отели
Люди едят белок, сдобренный ядом
С гостиницами в Мозамбике нет никаких проблем. Туристическая инфраструктура активно развивается и практически любой крупный город может предложить хорошие условия размещения: на севере, к примеру, в Пембе стоимость размещения в два-три раза ниже, чем в Мапуту, но на островах, типа Ибо, цены практически такие же, как в столице. Практически во всех гостиницах страны принимают к оплате кредитные карты.
Чаевые
В Мозамбике как и везде лучше оставлять традиционные 10% от суммы счета — в гостиницах и ресторанах. Носильщикам и уборщицам принято оставлять доллар — или эквивалент в метикалах — в день.
Кстати
Курение в общественных местах, в том числе и в гостиницах, официально запрещено, однако запрет, как правило, не соблюдается.