6 апреля 2013 года стартует Шестая молодежная экспедиция «На лыжах – к Северному полюсу!» SmartExplorer- ы накануне встретились с её руководителем, Дмитрием Игоревичем Шпаро.
Дважды рекордсмен книги рекордов Гиннесса, основатель Клуба «Приключение», один из немногих людей, кто может себе позволить говорить с Севером на «ты», — он рассказал Smart Explorer-ам о том, где искать идеи, как найти выход, если возможности ограничены, чуть-чуть про белые пятна и даже немножко — о собственной философии путешествий!
— Если бы у Вас была возможность свободно перемещаться по миру, какую точку бы Вы выбрали или что посоветовали бы людям, которые ищут маршруты «с изюмом»?
— Здесь невозможно советовать — все зависит от внутреннего желания, внутренней потребности. Каждому человеку чего-то хочется, это желание должно чем-то мотивироваться. Есть просто любознательные люди, готовые ехать куда угодно, лишь бы что-то увидеть новое или интересное лично им. У меня есть приятель — географ, который коллекционирует точки Земного шара. Он побывал на самой западной точке Европы и на самой восточной точке Евразийского континента. Есть люди, которые путешествуют вокруг света, покоряют все высокогорные вершины мира. Здесь совершенно разный подход – кому что нравится. Я вот был в легендарной Венеции, в которой многие мечтают оказаться – так вот, она мне активно не понравилась по многим причинам.
В советское время у меня была мечта побывать в Лондоне и в Норвегии. В детстве в книжном шкафу стоял альбом британской живописи, я знал и любил многие картины, представленные там. Я знал, что они находятся в лондонских музеях, и мечтал увидеть в подлиннике. Еще хотелось попасть в самую большую библиотеку Лондона – Королевскую, потому что там хранились дневники Роберта Скотта, человека, который дошел до Южного полюса Земли. И как только появилась такая возможность, я поехал туда и все это увидел своими глазами. Почему мне хотелось побывать в Норвегии? Потому что эта страна дала миру таких двух великих путешественников, как Фритьоф Нансен и Руал Амундсен, и мне очень хотелось побывать в местах, где они жили, учились, работали. Вот почему для меня это были незабываемые путешествия — мои мечты сбывались. Как это воспримет другой человек — я не знаю, ведь у каждого своя шкала ценностей. Тем людям, которые в выборе маршрутов опираются только на чьи-то советы, надо просто брать справочники, путеводители и по ним выбирать.
У меня есть два места, в которые я хотел бы попасть сейчас. Очень хочется взойти пешком на гору Фудзияма – необъяснимое желание. Еще очень хочется попасть на остров Южная Георгия, где находится могила английского путешественника Эрнеста Шеклтона.
— Для Вас, наверное, не осталось на карте белых пятен?
— Белые пятна остались в мире! Например — в мировом океане. Глубоководные впадины – они еще не исследованы. А ведь там очень много интересного может быть: помимо рельефа и археологии еще и интереснейший животный и растительный мир! Есть такой большой остров – Гренландия. У нас была команда – Матвей Шпаро, Борис Смолкин, Игорь Кузнецов — инвалид из Барнаула, который сидел в инвалидном кресле и передвигался по снегу, отталкиваясь лыжными палками. Они прошли через весь остров. Но никто не пересекал Гренландию зимой. Вот вам еще одно белое пятно.
Уравниваем возможности
— Как сделать так, чтобы и инвалиды могли путешествовать также массово, как остальные люди?
— Рецептов мало, к сожалению. В 2009 году в Москве объявлялся год равных возможностей, и за этот год был сделан огромный скачок по уравниванию возможностей людей в нашем городе. Чтобы инвалиды поехали путешествовать, надо повысить культуру жизни – архитектурную, транспортную. Наш Клуб «Приключение» существует с 1989 года и у нас когда-то возникала идея приглашать в Москву инвалидов из Европы, но от этой идеи пришлось отказаться, так как у нас в стране ничего для этого не приспособлено. Даже гостиницы и транспорт. Когда будет создана среда обитания для этих людей, тогда они смогут поехать путешествовать. Для этого надо изменить философию людей. Пока же можно, но трудно.
— Существуют какие-нибудь сайты или сообщества, которые могут помочь людям с ограниченными возможностями даже из глубинки поехать в путешествие, или это утопия?
— У меня на полке в книжном шкафу стоит книга «Человек в движении». Написал ее канадец Рик Хансен. Он в 15 лет сломал позвоночник, 4 года ему делали различные операции, но все оказалось бесполезно – он остался прикованным к инвалидной коляске, но не потерял вкус к жизни и объехал в коляске вокруг Земли. При этом он собрал 1,5 млн. долларов и создал свой фонд, который поддерживает инвалидов Канады. Он стал популярен в стране и написал книгу. В то время, когда она вышла, у нас вообще не было принято говорить об инвалидах – их как-бы не существовало. Рик писал: «Никогда не расставайся со своей мечтой, даже в инвалидном кресле, не отчаивайся и не говори, что это невозможно. Просто, эти возможности надо искать. Любые желания надо сопровождать деятельностью, чтобы это были поиски». Человек должен что-то делать.
В 2002 году мы с инвалидами поднимались на гору Мак-Кинли, что на Аляске. Ее высота более 6000 м. Там мы натягивали канаты и два парня, сидя в инвалидных креслах, подтягивали себя по этим канатам, и вот так, фактически, на руках, поднимались на эту гору. Им никто не помогал, они взошли сами. Эта экспедиция закончилась очень хорошо. Один из этих парней – Игорь Ушаков, хотел участвовать в нашей экспедиции, но в силу определенных обстоятельств нам показалось, что он слабоват, не справится. Мы ему дали задание подготовиться к походу самому, у себя дома в Курске. Ему надо было поставить на лыжи свою коляску. Вы не поверите, он уехал в деревню, соорудил нечто – ящик на лыжах- и выполнил задание! Разумеется, мы взяли его с собой в поход на Мак-Кинли. Сейчас он спортсмен, занимает призовые места в международных соревнованиях. Ему был дан шанс, и он его использовал сам. Очень деятельный человек – ведь только через деятельность можно достичь своей цели в жизни.
В 1994 году проводился марафон по столицам бывшего СССР. В команде было 15 человек – по одному из всех бывших советских республик. Коляски были с ручным приводом, в день проезжали по 80 км. Когда путешествие закончилось, все его участники получили ордена «За личное мужество». Судьбы у всех сложились потом по-разному, но все они возвратились домой другими людьми, все стали делать что-то позитивное. Поэтому – ничто не безнадежно! Главное, распробовать вкус победы, успеха, потом уже не сможешь без него.
Про шаманов и мистику
— А есть такие места, где можно подзарядиться правильной энергетикой. Открытые люди, необычные ландшафты, мистика определенного места…
А шаманов сейчас нет, потому, что есть телевидение.
— Думаю, что вся российская глубинка такая. У нас в Карелии есть лагерь «Большое Приключение». Я думаю, что дети, которые туда приезжают, как раз заряжаются такой энергией. Дети – разные, например, «Дети улиц», их было в прошлый сезон 560 человек. Микроклимат, который там существует, их и лечит. В лагере есть собаки хаски – они тоже этому способствуют. Не в том смысле, что пропадают какие-то болезни, а в том, что душа лечится. Дети учатся правильно относиться к себе и друг другу. Что касается взрослых, я думаю, что природа везде может оказывать на человека колоссальное влияние. Искусство лечит, природа, музыка. Одиночество тоже лечит. Можно, например, при определенных условиях подростка оставить одного на несколько часов в конце похода, чтобы у него была возможность обо всем подумать, все вспомнить, поразмышлять о том, что будет дальше в его жизни. Надо подтолкнуть подростка подумать о себе, о своем месте в жизни. Особенно хорошо это получается после успешного путешествия.
Справка
Что представляет собой наш Клуб «Приключение»? Организует штучные путешествия планетарного масштаба, которые никто более не может организовать. Мы учим путешествовать детей. Проводим программы для людей с ограниченными возможностями.
А что касается мистического — абсолютно в это не верю. У меня никогда не было никаких талисманов, никаких опасений, связанных с приметами . 3 марта этого года исполнилось 25 лет со старта нашего лыжного похода СССР – Северный полюс – Канада. 90 дней – 2 тысячи километров. Полный успех, но нас же было — 13 человек. Когда я первый раз попал в Канаду в 1981 году, меня там много чего поразило. Мы жили в гостинице, где не было 13-го этажа: в лифте кнопки были 12 и сразу 14. А в моей жизни не существует такого, что сильно отвлекало бы меня от того, что происходит на самом деле – слишком много по-настоящему хорошего в жизни, что бы думать о чем-то потустороннем. Шаманов сейчас нет, наверное, потому, что есть телевидение. Хотя в Африке или где-нибудь на островах Тихого океана, может быть еще остались, но вероятность их встретить уменьшается. Вот Сергей Ястржембский делает свои фильмы о каких-то труднодоступных местах Земли – чего только он не наснимал! На этот счет надо разговаривать с ним. Я в таких племенах не был, мой взгляд на путешествия отличается от его.
Для меня вообще путешествия – это целая философия. Это элемент человеческой культуры, к ним надо относиться серьезно. Нельзя отправиться в путешествие и погибнуть. Это неправильно, нехорошо не только по отношению к родным и близким, но и по отношению к человечеству, ведь в путешествиях люди не должны погибать, и поэтому путешественники не должны нарушать эту заповедь. Для этого, прежде чем отправиться путешествовать, надо обязательно продумать систему обеспечения безопасности.
Кстати
В 1979 году Д.И. Шпаро с командой шел на лыжах к Северному полюсу. Тогда люди впервые пришли на полюс на лыжах по дрейфующему льду Северного Ледовитого океана. Дирижабли, корабли, подводные лодки, собачьи упряжки – все это было. А они были первыми в своем роде, страна ими гордилась. К ним прилетели, чтобы их поздравить, журналисты и разные знаменитые люди, в их числе был и поэт Андрей Вознесенский. Потом он написал стихи об этом: «Лечите душу синим цветом льда». В тот день он словно душой увидел то, чего больше никто не приметил.
http://www.pro-camp.ru/