Когда в детстве и юности читаешь о дальних путешествиях, поисках кладов, штормах и необитаемых островах, кажется, что это всего лишь сказки, которые люди придумывают, чтобы развлечь себе подобных. И даже когда сам в очередной раз готовишься к такому путешествию, до последнего не веришь в реальность происходящего. И только когда ступаешь на борт парусника, когда чувствуешь, как палуба качается под ногами, когда ветер обдает лицо брызгами от волн, рассекаемых носом судна, а паруса наполняются силой и становятся упругими, понимаешь – это происходит со мной. На этот раз цель нашей экспедиции – найти останки старинного армянского парусника «Кедах Мерчант».
1698 год. Индийский океан. Тяжело груженный 400-тонный торговый корабль ”Кедах Мерчант“ (“Кедахский Купец”) вышел из города Калькутта в Бенгале, намереваясь, обогнув полуостров Индостан, достичь города Сурат, что на северо-западном побережье Индии. Судно принадлежало армянским купцам и судовладельцам Ходже Акопу и Ходже Ованесу.
На их беду в предпоследний день января того же года у малабарского берега, в 10 лигах от порта Кочин в Ост-Индии, на горизонте показалось судно. Вскоре стало ясно, что это “Эдвенчер Гэлли” под командованием знаменитого капера Уильямя Кидда. Армяне имели договор с англичанами о неприкосновенности, а потому Кидд оказался перед дилеммой: уважить договор и отпустить судно, или нарушить закон и присвоить добычу. А соблазн был велик: в трюмах “Купца” были огромные богатства. И Кидд сделал выбор: он ограбил союзников. С этого момента он стал пиратом.
Великий Могол Аурангзеб под угрозой запрета на торговлю обязал англичан выплатить армянским купцам компенсацию
Справедливо опасаясь последствий содеянного, Кидд решил как можно быстрее скрыться. Высадив судовладельцев и команду на близлежащий берег, он направился сначала на Мадагаскар, где затопил свой обветшалый корабль, а затем, перебравшись на захваченное армянское судно, взял курс на Карибы, где в то время пираты чувствовали себя в относительной безопасности. Тем временем армяне, владельцы судна и груза, написали письмо королю Уильяму III и одновременно обратились за помощью к Великому Моголу Аурангзебу, который, под угрозой запрета на торговлю, обязал англичан выплатить купцам компенсацию (что, кстати, так и не было сделано). Английский король не оставил без внимания факт захвата армянского корабля англичанином, имевшим королевскую каперскую грамоту, и провозгласил Уильяма Кидда пиратом, подписав приказ о его аресте.
Справка
Каперы, они же — корсары — частные лица, которые с разрешения верховной власти воюющего государства использовали вооруженное судно с целью захвата купеческих кораблей неприятеля, а в известных случаях — и нейтральных держав. Отличием каперов от пиратов – именно разрешительная грамота от властей, с одной стороны позволяющая воевать частному судну, а с другой — ограничивающая круг его целей только враждебными флагами.
Лига — британская и американская единица измерения расстояния. 1 лига = 3 милям = 4828,032 метрам.
Кеч — тип двухмачтового парусного судна.
Сам Кидд к тому времени успел достичь Вест-Индии и спрятать награбленное, но вскоре был арестован, отправлен в Англию, где суд признал его виновным и приговорил к смертной казни. Он был повешен 23 мая 1701 года.
Сокровища, принадлежавшие армянам и похищенные Киддом, до сих пор не найдены…
Опоздали!
Кидд оставил корабль предположительно у юго-западных берегов острова Эспаньола (Гаити). По одной из версий, команда переправила оставшуюся часть груза на Кюрасао на небольшом судне, после чего корабль был сожжен. Изучая материалы по “делу”, мы локализовали место возможного “залегания” судна, и решили обследовать все “подозрительные” места. Кеч «Анаит», на котором мы должны были дойти до Карибских островов, стоял в Аннаполисе, в Чесапикском заливе.
Подготовка яхты к дальнему путешествию заняла ровно 20 дней. И вдруг, за два дня до старта нам сообщили, что “Кедах Мерчант” найден местными жителями, доминиканцами, и уже обследован американскими специалистами из университета Индиана. Для нас эта информация стала как гром среди ясного неба. Опоздали!
Было, конечно, немного обидно. Но, поразмыслив, мы пришли к выводу, что не столь важно, кто нашел, важнее — что все-таки нашли. Ведь мы могли потратить годы на поиски и не найти судно. А сейчас мы точно знаем, где корабль! А потому решили планов не менять и пустились в дальний путь на юг, к островам Вест-Индии.
На борту нас было четверо: владелец яхты Павел Галумян, опытные яхтсмены с солидным стажем — участники экспедиции на паруснике “Киликия” Александр Маркарян и Ара Таманян, и я, Карен Балаян, капитан (фото вверху).
Багамы, Карибы, Антилы…
Первые два дня погода нас баловала, и, несмотря на холодный воздух, плавание проходило довольно приятно. После того, как мы вышли из Чесапикского залива, к нам почти сразу присоединились дельфины и долго сопровождали нас. Но уже через два дня, пройдя траверз Норфолка, мы попали в жестокий шторм. Уходя от него под одним рангоутом, делали в среднем 6-7 узлов, а при сходе с волны, когда лодка с грохотом обрушивалась в ложбину между волнами, скорость достигала 18,5 узлов! И хотя шторм был попутным, северо-восточным и, уходя от него, мы приближались к цели, за два дня он нас здорово потрепал. А потому пришлось зайти в городок Саванну для ремонта, откуда двинулись дальше на юг — к цели нашего путешествия.
Последняя остановка на “Большой земле” перед броском к островам — Флорида. Запасшись водой, продуктами и топливом, мы вышли из Форта Лотердейл, пересекли Гольфстрим, эту реку в океане, и устремились к Багамским островам. Далее, оставив Багамы по правому борту, взяли курс на юго-восток, ощущая дыхание океана, которое становилось с каждым днем все теплее. Штормовой океан, за многие тысячи миль разгоняя волны с северо-востока, обрушивал их на нас с левого борта, и крохотное наше суденышко ходило ходуном, не давая нам передышки.
Маленький необитаемый островок Консепшн, отброшенный природой далеко в океан к востоку от Багамских островов, стал нашим следующим убежищем. Благополучно миновав гряду рифов и зайдя в лагуну, под вечер мы бросили якорь уже в кромешной темноте. Ночью, наконец, поспали.
На рассвете перед нами предстала идиллическая картина: будто нарисованный остров с белым песчаным берегом, от которого нас отделяла бирюзовая гладь воды. Мы решили устроить себе отдых.
После того, как мы вышли из Чесапикского залива, к нам почти сразу присоединились дельфины
С раннего утра отправились на остров, чтобы исследовать его. Острые кораллы, мангровые заросли и кактусы затрудняли передвижение. Но о каких трудностях можно говорить, если мы на острове, на необитаемом острове в центре Атлантического океана! Это было потрясающе!
Утром следующего дня мы повторили вылазку на остров. Земной рай! Жаль, что нельзя было остаться тут подольше. После завтрака снялись с якоря и продолжили путь.
Через два дня подошли к группе малых южных Багамских островов и бросили якорь в лагуне острова Вест Каикос. Исследовали остров. Кроме мангровых зарослей и кактусов здесь были и рощи карликовых пальм. На песчаном берегу брошенная рыбацкая лодка. На самой вершине скалы наткнулись на покинутое гнездо какой-то большой птицы. Остатки яичной скорлупы свидетельствовали о том, что когда-то оно было обитаемым. Интересно, что гнездо было свито из принесенных океаном разноцветных обрывков синтетических веревок, пакетов, целлофана. Что поделать, издержки цивилизации.
После короткого отдыха продолжили путь. Через день произошла удивительная встреча — огромный кит в течение нескольких часов показывал нам акробатическое представление на воде. А еще через пару дней на горизонте появился остров Эспаньола (Гаити) из группы Больших Антильских островов.
Подошли к острову мы уже глубокой ночью. Единственная бухта на северном побережье острова — это бухта Самана. Здесь нам предстояло пополнить запасы воды и провианта. Зашли в бухту и уже на рассвете бросили якорь в одноименном городишке Самана. Вскоре к нам на моторной лодке подошли трое чернокожих ребят, один из которых, по имени Чичо, сносно говорил по-английски. Он предложил услуги агента, и я, захватив судовые бумаги и наши паспорта, отправился с ними к капитану порта оформлять наш приход. По пути познакомился с остальными ребятами — Сангелом и Американо. Чичо объяснил, что Американо — это прозвище, так как этому парню надо объяснять все по 3 раза, чтобы он понял.
Дорога от пристани до здания администрации порта заняла не более пяти минут. За это время ко мне обратились человек пять с предложениями различных услуг. Люди были настроены очень доброжелательно. А вообще, мне показалось, что в этот день я был единственным белым в этом городке. Позже выяснилось, что я ошибался. Белых в Самане было человек десять. Здесь мы провели два дня, пополнили запасы воды и продовольствия. До цели нашего путешествия оставалось совсем немного.
Выйдя из Саманы рано утром, уже ночью были в проливе Мона между Пуэрто-Рико и Эспаньолой. В проливе находится одноименный остров, у которого “Кедах Мерчант” предположительно бросал якорь. На рассвете справа по курсу показался еще один остров — Саона. Это второй остров, у которого останавливался армянский корабль. Обогнув его, двигаясь курсом на северо-запад, мы наконец увидели остров Каталина – конечную цель нашей экспедиции.
Встреча с «Кедахским Купцом»
Через несколько часов пришвартовались у старенького деревянного причала в устье реки Ла-Романа. Пока мы улаживали формальности, подъехал Рамон Идальго, команданте острова Каталина, офицер Доминиканской Республики, знакомый Павлика. Когда морские пограничники узнали, что мы – друзья команданте, и без того доброе к нам отношение сменилось на полное покровительство.
Огромный кит в течение нескольких часов показывал нам акробатическое представление на воде
Уже на месте мы прояснили ситуацию. По рассказам местных, останки корабля случайно обнаружил местный рыбак. Тут же заявил об этом властям. Те пригласили американцев, специалистов из университета Индианы, которые и подтвердили, что это и есть “Кедах Мерчант”.
Мы тоже стали готовиться к встрече с кораблем. Утром погрузили наше оборудование на предоставленную команданте большую моторную лодку и отправились на Каталину. (Фото 8. Исла Каталина) Дорога заняла минут 20. Мы подошли к каменистому берегу с восточной стороны острова. “Это здесь”, — сказал команданте. Бросили якорь и стали готовиться к погружению. (Фото 9. подготовка) Берег был наветренным, и лодку сильно качало.
Под воду пошли мы с Павликом. Было ощущение, что погрузились в аквариум: прозрачная вода, богатая экзотическая растительность, стайки синих, желтых, красных экзотических рыб… То и дело оглядываешься: не наблюдает ли кто-нибудь за тобой через стекло?
Очень скоро пред нами предстала первая пушка. Она лежала отдельно на песчаном дне, и ее трудно было не заметить. С благоговением я тронул ее. Это она. Пушка с армянского корабля “Кедах Мерчант”-“Кедахский Купец”! Она пролежала здесь 300 лет.
Оправившись от наплыва эмоций, я огляделся. Чуть в стороне темнело какое-то образование. Я приблизился к нему. Это оказалась груда вросших в кораллы пушек. Действительно, сваленные в кучу, обросшие кораллами, они не были различимы, пока мы не подплыли к ним вплотную и не рассмотрели торчащие из коралловых образований части пушечных стволов. Мы исследовали все пространство вокруг. От корпуса судна не сохранилось ничего. Только пушки. А если что-то и сохранилось, то это что-то безнадежно заросло кораллами.
То, что мы там увидели, соответствовало ожиданию. Все сходится! Перед затоплением своего корабля “Эдвенчер Гэлли” Кидд перенес все имущество на захваченный армянский корабль. В том числе и пушки. Так как их было больше, чем можно было разместить на судне, часть пушек использовали как балласт. Поэтому они лежали в куче. А команда сожгла армянский корабль, перед тем как покинуть его, предварительно сняв с него все ценное и распродав все, что было возможно. Поэтому остатков корпуса, так же, как и груза, нет.
Огонь и прибой
Можно восстановить картину последних дней “Кедахского Купца”. По всей видимости, капитан Кидд оставил судно в устье реки Ла-Романа. Команда, в ожидании своего капитана, постепенно распродала весь остававшийся на судне груз. Когда стало ясно, что Кидд не вернется, его люди сняли с корабля все, что можно было, и подожгли его. В этом районе господствующие ветра — юго-восточные. Течение же — северо-западное, то есть совпадает с направлением ветра (ветер дует в компас, течение — из компаса). Поэтому, когда перегорел якорный канат, течение реки вынесло обгоревшие останки в открытое море. Затем их отнесло к Каталине, что в 3-х милях от устья Ла-Романа, и выбросило на берег. Этим объясняется и местонахождение останков судна — у наветренного берега острова. Ни один капитан никогда не бросил бы якорь с наветренной стороны острова, когда можно было бы, обогнув его, найти удобную и спокойную гавань с подветра. Т.е судно было вынесено туда ветром. Об этом свидетельствует также и небольшая глубина затопления — всего 3-4 м (вспомним, что его водоизмещение было 400 т, т.е. глубина касания грунта соответствует возможной осадке такого судна). В результате, океанский прибой довершил дело, разрушив все, что не успел уничтожить огонь.
Нашли, но не всё
Но, все же, мы очень надеялись обнаружить что-нибудь еще. Погружались снова и снова, прочесали дно до глубины 35 м, однако, кроме красот подводного мира Карибского моря, увы, больше ничего так и не нашли…
КСТАТИ:
Более удачливой оказалась группа профессиональных археологов под руководством профессора Бикера из Университета Индианы. Под слоем кораллов ученые обнаружили часть киля, днища и дереванные нагели. Дерево, из которого был корабль — малабарский тик, что лишний раз подтверждает индийское происхождение судна. Методы соединения деталей позволяют заключить, что корабль был построен в Сурате.