Любой наш читатель отныне может задать вопрос редакции SmartExplorer, Мы же, со своей стороны, постараемся максимально полно ответить. Пишите нам на
«Мы планировали отправиться в тур по Европе. Путевки купили еще в феврале. Но сейчас нам не нравится ситуация в некоторых странах, которые мы предполагали посетить: наводнения, реки из берегов… В тур собирались всей семьей, с детьми, а потому решили не рисковать. Сможем ли мы вернуть уплаченные деньги — полностью за весь тур или частично, за те места, которые не удастся посетить из-за наводнений? Наталья Степанова. Воронеж».
Мы позвонили в одно из столичных турагентств за разъяснением, и вот что нам ответили:
Справка
Правовая служба ассоциации туроператоров России
Контактное лицо: Надежда Ефремова, (495)660-07-14, efremova@atorus.ru
Консультации оказываются бесплатно
В первую очередь, отметим, что наши СМИ в погоне за сенсациями чересчур раздувают все эти новости с потопами и прочим. Очень часто, когда туристы переживают, но все же едут, то сообщают потом, что ничего из того, что показывают по телевизору, нет. Пример – Прага: люди, которые там живут, говорят, что там, где действительно уровень воды высок — это не туристические районы, а в центре все в порядке.
По поводу аннуляции тура и возврата денег — все зависит от туроператора и времени, которое осталось до отъезда. Как правило, по акциям (например, раннее бронирование) невозможно аннулировать тур без штрафов. Если же тур куплен по стандартным ценам, то тут уже важно, в какое время до вылета собираетесь аннулироваться. Обычно за месяц до путешествия можно отказаться от тура с минимальными штрафами. Если же до отъезда остается неделя, то штрафы будут не менее 70%.
Но есть один нюанс: если на сайте МИД РФ появится официальный документ, в котором говорится что ситуация в такой-то стране опасная и ехать туда запрещается, тогда тур можно будет или аннулировать без потерь или сдвинуть по срокам. Так было с Египтом пару лет назад, когда там была опасная политическая обстановка.
Если же просто идут разговоры о том, что где-то плохая погода, опасно для жизни и прочее, но официальных документов нет, то тогда новости, которые все читают в СМИ, никак не отразятся на аннуляции тура, т.е. аннуляция будет с такими же штрафами, как и в обычное спокойное время…
И вот еще что — штрафы берут не турагентства, а туроператоры. Соответственно, сколько нам возвращает туроператор — столько мы и можем вернуть туристам. А у операторов уже свои договорные отношения с поставщиками услуг (авиа, отели, транспортные компании…).
Комментарий юриста
Алексей Винокуров, директор кировского представительства Юридической группы «Яковлев и Партнеры»
По сути, все подобные ситуации можно разделить на две группы: когда человек отказывается от поездки сам (потребитель, согласно правилам, может отказаться от услуг в любой момент) и когда оператор отказывает клиенту в поездке по каким-то причинам. В первом случае можно рассчитывать на компенсацию за вычетом реально понесенных оператором расходов (бронирование, аренда чартера и т.д.). Второй случай предполагает не только возврат полной стоимости путевки, но и компенсацию морального вреда, а также применение защитных санкций в соответствии с законом о защите прав потребителей.
Любая попытка туроператора получить неустойку в размере, превышающем реально понесенные расходы, может быть с легкостью оспорена в суде – судебная практика здесь полностью на стороне потребителей.
В приведенном примере – затопление нельзя рассматривать как вину туроператора. Поездка могла состояться, а могла не состояться — на усмотрение клиента. Если клиент не увидел в стране, куда поехал, всего, что хотел — очень сомневаюсь, что это может послужить достаточно убедительным основанием, чтобы обязать туроператора вернуть деньги. Я бы назвал такое основание бесперспективным.