Посещение Зальцбурга может оставить след в вашей памяти, даже если вы приедете туда как мы – меньше, чем на сутки, и минуете музеи, непосредственно связанные с великим композитором.
У этого города есть своеобразное очарование, которое связано с тем, что безудержный и бьющий наотмашь бизнес на Моцарте соседствует здесь с попытками бережно хранить историю города, не связанную с этим великими именем. Нам показалось, что эти две тенденции уживаются с трудом. В любом случае, Зальцбург – одна из европейских культурных Мекк, и посетить ее стоит.
Наш путь из Граца в Зальцбург пролегал через Альпы. Мы насчитали 29 тоннелей, у каждого из которых, вне зависимости от длины, есть собственное имя. Самый короткий был менее 200 м, самый длинный — около 8 км.
Мы остановились в отеле NH (Franz-Josef-Strasse 26), расположенном прямо под горой Капуцинер, в шаговой доступности от пешеходного центра города (он начинался сразу за углом). Отели этой сети, в принципе, можно выбирать без опаски – милый интерьер и хороший сервис здесь гарантированы. Этот соответствовал также нашим привычным критериям: недалеко от красот, недорого, с паркингом и вайфаем.
Бросив вещи, мы отправились гулять по городу, благо, было еще только около 19 часов, то есть весь вечер принадлежал нам. Первым пунктом путешествия был назначен дворец и парк «Мирабель», с которыми связана романтическая история с элементами коррупционного скандала. По дороге мы увидели не только трех очень пьяных моряков, идеально сохранявших вертикаль,
но и экскаватор, одержавший победу над велосипедом.
Парк Мирабель, прилегающий к одноименному дворцу, «является одним из великолепных образцов садово-паркового искусства» и дарит гостям города отличный вид на крепость Хоэнзальцбург.
Среди посетителей множество мусульман консервативного толка (мужчины с бородами, женщины в платках и глухих платьях), а самая популярная подсказка в 4square написана по-арабски. Но фотографировали мы не их, а декоративно искривленные веточки
и скульптуры разной степени игривости.
Тут самое время рассказать ту самую романтическую историю. В начале XVII столетия Зальцбург был архиепископством, и возглавлял его, соответственно, архиепископ — по фамилии фон Райтенау. У архиепископа была «тайная возлюбленная» с библейским именем Саломея и звучной фамилией Альт. В 1606 году фон Райтенау подарил Саломее дворец, названный в ее честь Альтенау (как после этого возлюбленная умудрялась остаться тайной, неясно). Но архиепископа через шесть лет с должности сняли, а занявший его место племянник (!) распорядился переименовать Альтенау в Мирабель – «это итальянское имя означало восхищение и красоту», сообщил нам путеводитель. Куда делась Саломея, и какую роль при ней играл племянник отставленного дяди, — тоже загадка, требующая дополнительных исследований.
В последующие века строение, как положено, неоднократно горело и подвергалось реконструкциям, в результате чего количество ангелочков в интерьерах превысило все разумные пределы и обусловило дворцу звание самого желанного места для свадеб в Австрии. Известно, что свадебная церемония во дворце Мирабель длится ровно 15 минут.
Поскольку время было вечернее, мы не пошли во дворец, который внешне, скажем прямо, производит впечатление довольно скучное, а с удовольствием прогулялись по парку, внимательно оглядывая местных пегасов,
единорогов с подозрительно простецкими мордами
и местных жительниц в национальных костюмах (они фотографировались с козлами, то есть, простите, с единорогами).
В гуще буйно цветущих вишен мы услышали дивную песню, и самому терпеливому из фотографов (то есть не мне) удалось снять певца — мы решили, что это черный дрозд. Пел он почти как соловей, только без длинных рулад.
Насладившись концертом на фоне цветущих вишен, мы отправились к выходу из парка. Миновав двух атлетичных эфебов,
мы перешли улицу и оказались перед домом, в котором Вольфганг Амадей Моцарт прожил 8 лет, с 1773 по 1780. (Макартплац, 8). Музей в этом доме работает с 9.00 до 17.30 ежедневно, а в июле и августе – до 20.00; входной билет для взрослого – 10 евро, дети до 15 лет – 3,5 евро, с 15 до 18 лет – 4 евро).
Дальше наш путь лежал через реку Зальцах — мы намеревались взглянуть на дом, где родился Моцарт, полюбоваться историческим центром и зайти в пивную Gablerbrau, которая гостеприимно распахивала свои двери любителям пенного напитка с 1542 года.
Однако если с рекой и историческим центром все было ок, то с пивной нас ожидал катастрофический провал. Она, работавшая здесь с XVI века, аккурат за 3 месяца до нашего приезда закрылась на ремонт — причем такой масштабный, что на месте здания остались только груды кирпичей. Облазив пепелище (Миша все твердил, что здесь не Россия, чтобы вот так запросто ломать исторические здания и уничтожать старинный бизнес), мы нашли письмо Time to say goodbye, в котором, тем не менее, сообщалось, что в 2015 году историческая пивная будет открыта.
Что именно они собираются открывать, не очень ясно. Старое явно сносили тяжелой техникой…
В некоторой растерянности мы продолжили свой путь по Зальцбургу и вышли на улицу Гетрайдегассе, на которой под номером девять стоит дом, в котором родился Моцарт. В доме расположен музей (условия и часы посещения – те же, что в «Жилом доме Моцарта»; можно купить комбинированный билет в оба музея за 17 евро для взрослого, 5 евро для ребенка и 6 евро для подростка). А улица идет прямо под горой Фестунг и радует исключительно стильными вывесками.
Еще на Гетрайдегассе полно магазинов, торгующих очень красивой национальной одеждой.
На следующий день нам предстояло убедиться, что жители Зальцбурга в воскресное утро щеголяют в этих нарядах, причем молодые женщины предпочитают платья, а пожилые – богато вышитые жакеты и небольшие тирольские шляпки.
Мы дошли до дома, где родился великий композитор, которого его соседи растащили и растиражировали на миллионы брелоков, конфет, магнитов и прочей мишуры
и отправились в кафе с неизбежным названием Mozart
пить вино, и пробовать десерт «нёркль», который подают только в Зальцбурге. Мы о нем читали, знали, что заказывать его нужно за полчаса, но из чего он состоит и на что похож – оставалось загадкой. Заказав местного белого вина, мы приготовились долго ждать, однако довольно скоро нам уже принесли вот такую штуку.
Этот десерт — пена из вбитых с сахарной пудрой белков, слегка прихваченная жаром духовки. Снизу на овальном блюде — слой ягодного джема. Надо сказать, для такого знаменитого блюда, в таком прославленном кафе, да для порции на двоих (а меньше не бывает) цена в 14 евро показалась очень умеренной. Думаю, что при тех же условиях в Москве за несложный десерт пришлось бы выложить раза в три больше. Остаток вечера мы провели, шатаясь по городу — весело, но бестолково.
И вспомнили, что на дворе воскресенье, и в главном соборе города утром проходит служба, на которой, по некоторым сведениям, часто собираются военные в красивой форме. Туда мы и направились.
Площадь перед собором торжественна, а запах напоминает о блистательной австрийской столице Вене. Лошадки… Ну, вы поняли.
Народ торопится на службу.
Военных в красивой форме нам не показали. Прихожане были, но подавляющее большинство в церкви в этот ранний час составляли туристы — кажется, из Китая. Оживленно лопоча и снимая со вспышками, они довольно ярко иллюстрировали все фобии старой Европы, которой рождаемость уже давно не обещает радужных геополитических перспектив.
Скованные жестким графиком поездки и расстроенные отсутствием благостной тишины в храме, мы вышли из собора и подались на фуникулер, который привез нас в крепость Хоэнзальцбург (взрослый билет за 11 евро, детский — за 6,30 и подростковый — за 10,10 дают право на подъем и посещение всех музейных помещений на территории крепости). На входе в достопримечательность оркестрик играл что-то пронзительное. Не Моцарта, увы.
В плане вида на город старые крепости не обманывают. А Хоэнзальцбург — старый, основан в XI веке.
Это одна из крупнейших сохранившихся в Европе средневековых крепостей, площадь ее — 35 тыс. кв. м. Внутри крепости расположен музей, в котором полно исторических предметов. С вашего позволения, я не стану их описывать, и так рассказ получается очень длинным.
В небольшом музее марионеток есть одна кукла, на которой можно потренироваться в древнем искусстве манипуляции.
Тем временем во внутреннем дворе крепости прошел небольшой костюмированный парад.
поглядев на который, мы отправились к панораме Альп. По дороге нам встретилась идеальная австрийская девочка. Она строила крепость.
Совершив несколько ритуальных фото-шотов,
мы спустились с горы,
купили пару вкуснейших бубликов с крупной солью, купили усыпанный марципановыми фиалками пряник в форме сердца и побежали к своему автомобилю, спрятанному в недрах горы Капуцинер.
Нас ждала дорога в Вену, прощальный бокал апероля и самолет в Москву.
До встречи, Австрия!