Мы позволили себе в игровой форме провести «интервью» с великим португальским мореплавателем Васко да Гамой. Для этого пришлось перелопатить кучу источников, сайтов и публикаций, на основе которых подготовили его «ответы» на вполне актуальные современные вопросы.
-Как вы пришли к тому, что ваше предназначение — морские путешествия? Как вы подружились с морем?
Тогда я понял: Васко да Гама может кое-что в этой жизни
Невозможно жить в Синише и не знать моря. В детстве с рыбаками плавал. С юности участвовал в морских сражениях. Однажды, году в 1492-м, король поручил мне захватить все французские суда на рейдах вдоль побережья, после того как их корсары осмелились напасть на нашу каравеллу с золотом, идущую из Гвинеи. Я негодовал: «Такая наглость!» Наверное, злость придала мне сил, и я быстро справился с миссией, вернув Его Величеству захваченное судно. Тогда я понял: Васко да Гама может кое-что в этой жизни. Я понял, что практически ничего не боюсь, и честолюбие моё по масштабам с Индийским океаном сравнится. Еще бы, обо мне тогда вся Португалия гудела. Многие восхищались, конечно, но я слышал и другие отзывы: Васко жадный, Васко деспот… Как дети, ей Богу! Такое время было — не до дипломатии.
— Приключение, встреча, о которых хотелось бы снять кино.
Справка
Васко да Гама (1460 или 1469 — 24 декабря 1524) — португальский мореплаватель эпохи Великих геогра-фических открытий. Командующий морской экспедицией, которая впервые в истории проплыла из Европы до Индии. 6-й губернатор Португальской Индии и 2-й Вице-король Индии (в 1524 году), 1-й граф Видигейра.
Много таких случаев, конечно. Каждый новый берег — новый сюжет. Вот сейчас в памяти всплыл почему-то эпизод из плавания по Атлантике. Мы мотались по воде 96 дней, ориентируясь по компасу, квадранту да астролябии — самые популярные, между прочим, в те года приборы, напрасно вы ухмыляетесь. Даже ночью шли со спущенными парусами, хоть это и не отвечало требованиям тогдашней техники безопасности. Все уже утомились, когда наконец, чуть севернее мыса Доброй Надежды, показались спасительные африканские берега. И тут налетел жуткий ураган. Мой экипаж взмолился:
-Переждем в ближайшей гавани, помрем ведь все!
И пошло: у меня трое детей, у меня семеро, у меня больная мать старушка…
Вот тут я действительно взбесился, так меня достало нытье взрослых сильных мужиков.
-Не смейте так говорить! — орал я.- Я дал обет Господу не поворачивать ни на йоту! У вас нет веры в милосердие Божье? Скулите, словно забыли, что вы португальцы!
На моём корабле вроде успокоились, так тут на других заартачились: поворачиваем, да поворачиваем. Уж не знаю, что на меня тогда нашло, аж в глазах потемнело. Швырнул у всех на глазах в море и квадрант, и компас с астролябией. У меня был Бог, а это самый лучший гид. И я поклялся, что Португалия меня не увидит, если я не достигну цели. Выглядело здорово, чего скрывать: не успевшее успокоиться черное море, сверкающие вдалеке молнии, ночь и я на палубе со своими проникновенными речами.
-Раз уж мы говорим о сюжете для фильма, сможете дать достойный финал?
-А тут и сочинять не нужно. В мае 1498-го, пройдя более двадцати тысяч километров, наши корабли бросили якоря в порту города Каликут, богатом торговом центре на юго-западе Индии. Это был своего рода перевалочный пункт, куда свозили все то, о чем бредили наши европейские богачи. Но для меня важнее было другое: путь в Индию открыт, я обошел тебя, Колумб!
— Чего вы боитесь в путешествиях? Есть какие-то именно Ваши, личные страхи?
-Да ничего я особенно не боюсь — насмотрелся, слава Богу. Помню, случай был смешной. Однажды мы с ребятами во время экспедиции попали в зону жуткого подводного землетрясения. Все паниковали, думали, не выберемся. А чего отчаиваться? Радоваться надо: само море нас боится! Так я им и сказал.
С тех пор они тоже ничего не боятся. Ну… По-крайней мере, мне так говорят.
-Какие оригинальные маршруты можете посоветовать людям, которые с упорством, достойным лучшего применения, проводят отпуск в одной и той же стране?
Танзания, Мозамбик, Зимбабве — чудесные места, там можно удачно обменять блестящие яркие безделушки на настоящие сокровища
-Вот не понимаю этого консерватизма! Вцепились в одну страну и гоняют туда каждый год. Не скучно? Раз уж доехали до Египта, двигайтесь дальше к центру континента! Есть же Танзания, Мозамбик, Зимбабве. Чудесные места, там можно удачно обменять блестящие яркие безделушки на настоящие сокровища. А вы только тратите на отдыхе. Напрасно я, что ли, пути открывал разнообразные? Для кого, спрашивается? Взять, хоть, Южную Азию. Если по морю, как я, то лучше вокруг Африки. Захватывающее путешествие, хочу заметить. Только рекомендую прихватить с собой несколько арестантов, я обычно их первыми высаживаю с корабля — мало ли…
-А как не тратить, а заработать на отдыхе? Был у Вас такой опыт?
Да у меня, что не поход, то заработок. Я в своей стране только заочно деньги зарабатывал. Король Мануэль I присвоил мне титул «дона» и пенсию в 1000 крузаду. Хотелось бы, конечно, стать сеньором города Синиша. Но Его Величество что-то вилял, тянул и просто увеличил мне пенсию.
Однажды, когда наш экипаж передыхал на берегах Мозамбика, мне удалось удачно сторговаться с местными богатеями. Мы им с десяток красных шапок, а они нам — здорового быка, да украшения из слоновой кости. Не правда ли, довольно выгодно?
Еще был случай, все в том же Каликуте. Прикупили немного пряностей, камней драгоценных, ну так, по мелочи. Немного передохнув в индийском порту, собрались отчаливать, о чем я незамедлительно оповестил местного правителя. Но, так как я представлял интересы Португалии и, в первую очередь, нашего короля, попросил для него в подарок где-то полтонны гвоздики и корицы. Местный князек сразу давай пошлину требовать, запретил пускать на корабли часть нашего экипажа – словом, некрасиво себя повел. А их местные, каликутцы-то, как в театр пришли, стоят на пристани, рты поразевали — представление у них. Я пригляделся. Ба! Да тут не все — простые горожане, полно местной знати! Ну, мы их на корабль к себе затащили, да и обменяли на наших моряков.
-Вы можете назвать себя шопоголиком? Где предпочитали делать покупки?
Ну, если мы говорим именно о полноценных покупках, а не обмене, то это, конечно, Индия. Вся Голландия одевалась с наших кораблей. Местные модницы чего только не отдали б за сказочные индийские ткани! А пряности, а специи! С их помощью можно хранить продукты намного дольше, да и вкус необыкновенный. Денег не жалел, там было куда тратить: украшения, дивные животные. Дома на все это смотрели как на волшебство, а для меня это просто небольшая сумма денег. Не могу сказать, что я с ними легко расстаюсь. Например, когда я вынужден был сжечь один из своих кораблей — часть экипажа умерла от цинги и в стычках с туземцами — тяжко было, прямо скажу.
-Вот мы все про путешествия, про страны дальние… А как Вы свой отпуск проводили? Ведь, бывал же иногда? В родной Португалии, наверно?
Справка
Васко да Гама — город в штате Гоа на западном побережье Индии, в 30 км от Панаджи — столицы Гоа. Был основан в 1543 г. и оставался португальским до 1961 года.
Люди работают в родной стране, отдыхают за границей. А меня все наоборот — Васко да Гама колесит по свету, а отдыхает дома. Здесь, кстати, меня со времен второго возвращения из Индии поджидала жена — Катарина ди Атаиди. Ее родители не колебались, хоть и были знатного рода. Про меня говорили, что я очень вспыльчив, но на другой чаше весов — мои сокровища, о которых легенды ходили.
На одном месте нам не удалось закрепиться. Сначала Синеш, потом Лиссабон — постоянно вздорили с королем, не давал мне строить! Я плюнул и переехал в Эвору со всей своей семьей. Тогда летом тут «сливки общества» собиралась: король, а с ним вся его знать так называемая.
Здесь на одной из главных улиц я смог построить дворец. Все горожане диву давались — до того был хорош. Я украсил свой дворец рисунками из индийской жизни, сценами моих приключений, пальмами, диковинными животными. Даже улицу переименовали. До сих пор ее зовут «Улица раскрашенного дома».
В дни церковных праздников с супругой, шестью детьми, родственниками и прочими посещали собор. В большие праздники – на Рождество, Двенадцатую ночь, День всех святых приглашал к нам бродячую труппу комедиантов.
Прямо во внутреннем дворе нашего дома все устраивали, соорудив занавес из ковров. Могли что-нибудь мрачное, патетическое показать, могли такое, что хоть под стол падай. Любил бои быков, турниры. За город могли съездить с друзьями в свое имение в нагорьях Синтры. Все как у всех. Ничего особенного.