«Сталкеровские» маршруты в курортных странах

«Сталкеровские» маршруты в курортных странах

Есть две категории путешественников – те, кто предпочитает все свои поездки планировать самостоятельно, и те, кто не может или не хочет и шагу ступить без турагента. Вторые до безумия любят «звездные» отели на популярных курортах Кипра, Турции и Египта, первые (не все конечно, но многие) же часто изображают презрительную ухмылку, слыша сами названия этих стран: «Фи, банальщина! То ли дело мы, познавшие Гоа и Бали».

Я не стану причислять себя ни к одной из перечисленных групп. Меня утомляет «овощное» времяпровождение на пляже с пивом в руке или поход в группе за флажком гида, но, с другой стороны, я считаю, что далеко не все те, кто заявляют о себе как о бывалых и самостоятельных – таковыми на самом деле являются. Кроме того, нет банальных стран и не банальных, есть лишь недостаток информации.

Если есть желание познавать и открывать, то в любой стране можно найти множество интересных вещей, просто для этого нужно открыть карту, почитать хотя бы немного об истории, и — вперед, на поиски интересного. Вот несколько примеров того, что можно увидеть в «банальных странах» за пределами туристических зон.

Пример номер один – партизаны в Таиланде

Что мы слышали о Тае? Там есть Бангкок с королевским дворцом, храмом спящего Будды и отелем Bayioke Sky (понятно дело, «с крыши которого открывается потрясающий вид»), а еще Паттая с ее Волкинг стрит с множеством гоу-гоу баров, есть Пхукет, Чанг Май и Чанг Рай, катание на слонах, трансвеститы, парк крокодилов. Еще там часто «сносит» голову – или от жары, или от обилия доступной любви на курортах. Еще здесь живут в некоей нирване дауншифтеры, зачастую презирающие приезжающих в отпуск соотечественников, а по сути, ведущие себя точно также.

«Ну и что тут небанального может быть?» — спросит знаток Таиланда. А вот что – возьмите машину и отправляйтесь на юг в национальный парк Khao Nam Khang, что всего в 12 километрах от границы с Малайзией. Сюда весьма сложно добраться без собственного транспорта, хотя сложно – не значит невозможно! Ближайший город называется Садао (Sadao), через который идут автобусы в направлении Куала-Лумпура. От Садао нужно взять такси или тут-тук или автостопом проехать километров 30 по горной дороге до парка Khao Nam Khang.

Парк сам по себе удивительный. Но самое главное – здесь находится разветвленная система туннелей и бункеров, использовавшихся партизанами более семидесяти лет — начиная с Первой мировой войны и по 1987 год. Подобные сооружения можно найти разве что во Вьетнаме, где они очень эффективно использовались вьетконговцами в борьбе против американской армии.

Подобные сооружения можно найти разве что во Вьетнаме, где они очень эффективно использовались вьетконговцами в борьбе против американской армии.

Египет – это та страна, которую не постичь и за 10 поездок

Здесь же китайские коммунисты (большое количество китайцев перебралось в Таиланд еще в начале XIX века) вели беспощадную партизанскую войну против британцев в 30-е годы, потом – против японцев во время Второй мировой войны, и, наконец, против армии Таиланда — вплоть до 80-х. Если идея освобождения от британских и японских оккупантов понятна, то борьба в мирное время уже с властями и жителями независимого Таиланда стала следствием противостояния сверхдержав в юго-восточной Азии. Американцы использовали территорию Таиланда для ударов по Вьетнаму, ну а Китай и СССР прямо и косвенно поддерживали китайских партизан, терроризировавших Таиланд. Затем кончилась и эта война, а партизаны продолжали действовать вплоть до 1987 года, когда наконец-то с властями было достигнуто соглашение. Первые сдались, вторые не стали их сажать в тюрьмы.

И теперь часть ходов, которых в этой местности насчитываются десятки километров, а также главный бункер, стали местной достопримечательностью. Здесь открыт музей, в котором работают люди, родившиеся и жившие в этих туннелях.

 часть ходов, которых в этой местности насчитываются десятки километров, а также главный бункер, стали местной достопримечательностью

Мне повезло встретить местного ветерана — дедушку 95 лет от роду, проведшего под землей большую часть своей жизни. Этот дедушка, по его словам, завалил около 50 тайских военных в 70-ые годы. Весельчак!

Для посещения открыты наземный комплекс (на поверхность все же иногда выбирались) с площадкой для спортивных игр, танцев и залом собраний, где, судя по портретам вождей над входом, обсуждалась линия партии, а также несколько километров туннелей, прорытых под землей на глубине до сорока метров.

Масштаб и разветвленность их таковы, что внутри, на глубине десятков метров даже гоняли на мотоциклах, выскакивая на них в разных точках леса и стремительно нападая на врага. Там же были командный бункер партизан юга, цеха по производству оружия, лазарет, школа, тир…Трудно поверить, но здесь одновременно проживали от 200 до 400 человек.

Трудно поверить, но здесь одновременно проживали от 200 до 400 человек.

В общем, любителям военной истории, а также тем, кто ищет необычные места – здесь обязательно понравится. А заодно понравится и сам национальный парк – туристов здесь нет абсолютно, только вы и природа. Причем, природа практически в первозданном виде, поэтому искупаться в чистой горной речке под водопадом будет большим удовольствием.

Пример второй – нетурецкая Турция

«Ага», — подумает кто-то. «Сейчас нам про Каппадокию начнут рассказывать. Знаем-знаем, нас этим не удивишь!» А вот и нет, хотя это тоже очень интересное место, но рассказать я хочу про Турцию северо-восточную, которая, впрочем, исторически и не Турция вовсе.

А всему виной «Карский мир», подписанный большевиками в 1921 году, благодаря которому были забыты подвиги русской армии, отстоявшей в 1916 году эти земли ценой жизней 30 тысяч солдат, а кроме того были преданы армяне, воевавшие на стороне России. Турции были отданы земли исторической Армении, включая Карс, Баязет, Ани…

Этот дедушка завалил около 50 тайских военных в 70-ые годы.

Пожалуй, не окажись этот величественный армянский город, а я говорю сейчас об Ани, на турецкой территории — быть ему одним из туристических центров вровень с египетскими пирамидами, или, скажем, римским Колизеем. Но вместо этого в 2010-ом году «Фонд мирового наследия» (Global Heritage Fund) был вынужден внести Ани в список «Памятники на грани гибели» из-за пренебрежения со стороны турецких властей.

О красоте и величии построенного в конце X века легендарным царем Ашотом III города сейчас напоминают лишь фрагменты крепостной стены, остатки опор моста, по которому когда-то шли в Армению и дальше караваны, груженные специями, шелками, драгоценностями и прочими товарами из Китая и Средней Азии. Ибо здесь проходил Великий шелковый путь.

здесь проходил Великий шелковый путь

И потому Ани во все времена был столь привлекательным для захватчиков: византийцев, сельджуков, а потом и монгольских племен. После разрушительного набега Тамерлана город потерял свое значение как центр торговли, однако храмы его поддерживались местными жителями в прекрасном состоянии. Ах, какие это были красивые творения армянских зодчих. Даже сейчас, когда большинство из них находится не в лучшем виде – ведь турки не следят за христианскими святынями, можно увидеть великолепные фрески и искусную резьбу по камню. Пока еще можно, ведь местные жители постепенно разрушают всю эту красоту…

местные жители постепенно разрушают всю эту красоту…
местные жители постепенно разрушают всю эту красоту…

На противоположном берегу пограничной реки Ахурян видна армянская погранзастава. С турецкой стороны забор тянется по берегу реки, то есть внизу ущелья, что позволяет, спокойно бродить по городу, исключая цитадель и монастырь на скале Сарп.

Здесь нет шумных толп туристов, нет торговцев сувенирами, лишь сонный охранник на входе, продающий редким туристам билеты за 5 лир. Тишина исключительная, даже легкие шаги лисицы, а их тут много, прекрасно слышно. И наверное, в этой тишине, особенно на фоне «лунного пейзажа» с глубоким ущельем, в котором струится верхняя часть Аракса (Арпачай, или по–армянски — Ахурян), ощущается аура того древнего и богатого города времен расцвета Армянского царства.

ощущается аура того древнего и богатого города времен расцвета Армянского царства

Как попасть в Ани? Есть два способа: взять машину на прокат, и тогда просто следовать указанию GPS (курс – деревня Оджаклы), либо доехать/долететь до Карса, а дальше – на такси или автостопом примерно 45 км в сторону армянской границы.

Страница1 — 1 из 2
Начало | Пред. |12|След. |Конец

Галерея

Я использовал первый вариант – перешел турецко-грузинскую границу в Сарпи (от Батуми ехать всего 15 минут на городском автобусе или маршрутке), доехал до ближайшего городка под называнием Хопа, где взял в прокат машину. Ну а затем я взял курс на Ани, не забыв по дороге два дня посвятить русскому городу — Карсу. Ну да, де юре, он турецкий. Но де факто …

Здесь китайские коммунисты вели беспощадную партизанскую войну против британцев в 30-е годы

У города опять же древняя история с армянскими, византийскими и грузинскими корнями. В XVI веке он перешел под власть Османской Империи, став оплотом ее влияния в Закавказье, и лишь в XIX веке в результате нескольких тяжелых войн он стал часть Российской империи вплоть до 1918 года. Окрестности города активно заселяли русские переселенцы — в частности, молокане, две деревни которых сохранились в соседней Армении, рядом с Ванадзором. Именно в этот период Карс стал уютными красивым городком, до боли напоминавшим своих уездных собратьев в России. С той лишь разницей, что здесь кроме православных были и армянские церкви. И те и другие сохранились до наших дней, правда лишь внешне, внутри или пусто, или мечети.

внутри или пусто, или мечети

Зато сама городская застройка в великолепном состоянии, правда называется она почему-то балтийским архитектурным стилем (видимо, очень хотят турки забыть период «русской» истории Карса). Так что если хотите узнать, как выглядели купеческие города, описанные в произведениях русских классиков, вам именно в Карс.

Так что если хотите узнать, как выглядели купеческие города, описанные в произведениях русских классиков, вам именно в Карс

Пример третий – Египет без туристов

Надо сказать, что Египет – это та страна, которую не постичь и за 10 поездок. И хотя сейчас обстановка не особо располагает ехать вглубь страны, небанальные места можно найти даже на известных курортах. В Шарм-эль-Шейхе, например.

Кстати, а обращал ли кто-нибудь из вас внимание на то, как назывался аэропорт Шарма до недавнего времени, пока не построили новый терминал? Смотрите, что написано на официальном сайте: «…the new Terminal 1 at Sharm El Sheikh International Airport (formerly Ophira Airport)»… Что за название такое Офира? Все просто – так до 1982 года назывался Шарм. И был он ничем иным, как израильским городом, основанным сразу же после захвата Израилем в 1967 году Синайского полуострова. Собственно Шармом называлась маленькая бедуинская рыбацкая деревушка, сегодня гордо именуемая «Old Sharm». На самом деле никакого «олд» там и в помине не осталось. А уже если хотите старое – то вам наверх, на холм, который «нависает» над отелем Сети Шарм. Именно здесь и была построена Офира в 70-х годах прошлого века.

Вот как она выглядела в 1981 году, непосредственно перед возвращением Синая Египту (фото из архивов жителей Офиры),

Вот как она выглядела в 1981 году, непосредственно перед возвращением Синая Египту

а вот как выглядит сейчас.

а вот как выглядит сейчас

В общем-то, практически ничего не изменилось, только деревья выросли, а скверы исчезли; дома остались, только теперь в них живут египетские семьи, которые основательно замусорили все вокруг, но что поделаешь – такова жизнь.

Кстати, городок Дахаб, что находится в 160 км от Шарма в сторону Израильской границы, тоже был когда-то израильским поселением Захав (значение названия, кстати, не изменилось – «захав» означает золото на иврите, «дахаб» – золото на арабском). И в этой мекке дайвинга и дауншифтинга также можно увидеть остатки былого благополучия – автостанция, городской госпиталь, администрация и жилые кварталы рядом с ними тоже были построены израильтянами.

Но это — артефакты мирной жизни Синайского полуострова, да и в Египта в целом. А есть более интересные уголки, где сохранились следы новейшей военной истории двух стран. Я имею в виду города Суэц, Порт-Саид и Исмаилия и знаменитый Суэцкий канал, по берегам которого разбросано огромное количество военных мемориалов, посвященных арабо-израильским войнам.

города Суэц, Порт-Саид и Исмаилия и знаменитый Суэцкий канал, по берегам которого разбросано огромное количество военных мемориалов, посвященных арабо-израильским войнамгорода Суэц, Порт-Саид и Исмаилия и знаменитый Суэцкий канал, по берегам которого разбросано огромное количество военных мемориалов, посвященных арабо-израильским войнам

Безусловно, любителям истории и «сталкеровских» мест будет интересна линия обороны «Бар-Лев», построенная вдоль канала (на синайском берегу) в конце 60-х годов израильтянами. Сейчас в одном из фортов укрепленной линии действует интересный военный музей, экспонаты уникальны. Сохранены окопы и командный бункер.

Сейчас в одном из фортов укрепленной линии действует интересный военный музей, экспонаты уникальны

Кстати, иностранцы в этих местах редкие гости, ибо, как при Мубареке, так и во время недолгого правления пришедших ему на смену Братьев-Мусульман, зона канала считается закрытой. Хотя «просочится» сюда не так уже и сложно – на автобусе или на поезде из Каира или Александрии. И хотя иностранцам билеты в кассах не продают, можно попросить купить билет местного жителя. А затем тихо и скромно сидеть в дальнем углу автобуса или вагона поезда и не «отсвечивать» камерой до самого пункта назначения. 

Галерея

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: